Корпоративный дух Дух народный составляет
нравственное могущество государств, подобно физическому,
нужное для их твердости.
Н.М.Карамзин.
А какой в вашей компании
корпоративный дух?
·
Опрос
сотрудников различных коммерческих банков, торговых и консалтинговых фирм
показал, что высшее руководство этих организаций видит сегодня в корпоративном
духе важный источник благосостояния фирмы.
Для начала представим себе такую картину:
Пчелиный улей. Теплая атмосфера взаимной поддержки
и участия. Дружной единой семьей размеренно течет жизнь, каждая пчела знает,
что она должна и делать и в какой мере от этого зависти жизнь всего улья.
А теперь другая картина:
Волчья стая. Атмосфера соперничества. Есть вожак,
который во главе стаи до тех пор пока он силен или
жизнь стаи зависит от него. У волков по принципу всегда должна быть жертва. Она
может быть как внутренней, так и внешней. Периодически происходят драки между
волками за добычу или за смену позиции.
Так что же такое корпоративный дух фирмы?
Корпоративные дух фирмы - ощущение работником на
ценоностно-смысловом уровне своего единства с рабочей группой, первичным структурным подразделением, и , наконец, с
фирмой. Как элемент корпоративной культуры проявляется в этических
кредо-кодексах поведения, фирменных лозунгах, девизах.
|
В основе, конечно, лежит преданность
группе, которая аккумулирует в себе все основные идеалы организации. Однако
группа - это только элемент структуры. Хотя работник, проникаясь групповыми
идеалами, автоматически впитывает в себя и идеалы фирмы, осознанная преданность
этим последним формируется у него в более широкой социальной среде, а именно в
атмосфере целой организации.
В качестве примера: в американском филиале крупного японского банка президент -
японец, два вице-президента - американцы. У американцев поинтересовались,
нравится ли им работа в японском банке? "Да, японцы к нам хорошо
относятся, - ответили оба вице-президента. - Они позволяют нам принимать
самостоятельные решения, высоко оплачивают наш труд, не докучают мелочной
опекой". Следующий вопрос к американцам был таким: "Если бы вам
предложили изменить образ действий президента, на что бы вы обратили внимание прежде всего?" - "Наш президент просто не
знает цели, к какой нам надо стремиться", - заявили вице-президенты. Затем
интервью взяли у президента: "Как вы относитесь к обоим американцам?"
Президент сказал: "Они трудолюбивы, лояльны, умелы,
умны. Я вполне удовлетворен ими". Следующий вопрос: "Что в образе
действий вице-президентов следовало бы изменить?" "Мои уважаемые
подчиненные никак не поймут цели, к какой надо стремиться" - таков был
ответ.
Снова обратились к американцам: "Что означает
"незнание" японцем цели?" - "Мы ведем непрестанную войну с
президентом, - пояснили они. - Мы никак не можем получить от него указание,
какой цели мы должны добиваться. Он сообщает нам всю необходимую информацию, но
мы так и не знаем, каких конкретно результатов от нас ожидают. А без знания
цели - объема прибыли за месяц, квартал, год - как мы можем оценивать
эффективность нашей работы?" Тот же вопрос задали президенту. И он
ответил: "Единственное, что я могу дать американцам - это понимание
философии банка. Если они постигнут нашу философию, то смогут сами намечать
себе конкретные цели в каждой конкретной ситуации. Сколь новыми или
экстравагантными эти цели ни были бы, я не стану препятствовать американцам в
их достижении. Но сам я никогда не буду формулировать цели для моих
вице-президентов".
Для формирования Корпоративного духа служат целенаправленные
системы тренингов, методика которых довольно разнообразна: разрабатывается
серия кодексов поведения, фирменных гимнов, речевых лозунгов, девизов, которым
обучаются все работники организации.
Успешная деятельность современной корпорации заключается не
только в определенной форме собственности, но и в пробуждении корпоративного
духа, умелое использование которого может дать более чем положительные
результаты.
Жамилов Руслан, Красноярский рекламно-информационный
каталог <Офис-Эксперт>, 2001
|