Современные технологии сервиса
Современные технологии
сервиса
Ни[11] любезности в тебе не выдержки…
Василий Васильевич Клавдии из кинофильма «Дайте жалобную книгу»
Руслан Жамилов, генеральный директор ООО «Бэст Бизнес Консалтинг+»,
консультант по организационному развитию
В 1964 году в
СССР вышел фильм Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу». Сюжет фильма
следующего содержания: в Москве работает ресторан «Одуванчик», который
пользуется у посетителей дурной славой. Персонал хамит и нерадиво обслуживает
клиентов, кухня отвратительна, жалобная книга всегда «занята». И все бы так и
осталось, если бы в это злополучное место не пришел журналист Никитин с
друзьями. Столкнувшись с ужасным обслуживанием и, к тому же, по недоразумению
попав в милицию, он решил написать фельетон об этом ресторане. Статья получает
серьезный общественный резонанс.
Впоследствии
сам Никитин влюбляется в директора этого ресторана — миловидную молодую
женщину, Татьяну Александровну Шумову и помогает ей переоборудовать старомодный
ресторан в современное молодежное кафе. В итоге, пройдя все перипетии
бюрократизма, они достигают своей цели.
Насколько
сейчас, в эру развитого капитализма актуальны вопросы, поставленные полстолетия
тому назад? Как сейчас современный менеджмент в сфере торговли и услуг решает
задачи удовлетворения потребностей своих клиентов от процесса обслуживания? Об
этом и будет текст нашей статьи!
Первую
категорию анализа, которую мы введем в менеджмент по сервису, будет понятие уровень обслуживания клиента. Что такое
уровень обслуживания клиента? В процессе совершения покупки в нашем магазине
или получения услуги в нашем заведении у клиента могут возникнуть три
эмоциональных состояния: положительные эмоции – позитивное восприятия
происходящего с ним за счет качества работы персонала. Нейтральные эмоции – ни
холодно, ни жарко, ничего особенного, пришел, купил и ушел. И негативные, когда
возникает желания взять ту самую жалобную книгу или еще краше, обратиться в
суд!
Исходя из
того, какие эмоции возникают у клиента в процессе мы, и можем говорить об
уровне в обслуживании. Можно выделить 4
основных уровня обслуживания клиентов: криминальный, нормативный, фирменный и
экстра класса.
Криминальный уровень обслуживания это
такой уровень, при котором у клиента масса отрицательных эмоций, как от самого
обслуживания, так и от его результатов.
В качестве
примера: лет 8 тому назад собрались в товарищем ранней осенью съездить
покупаться в бассейн. Обычно ездили на тот момент в Сокол, но времени было не
много и мы решили сходить в бассейн поближе, где-нибудь в центре. Не буду
называть названия бассейна, но мы нашли один на тот момент работающий бассейн в
центре, где и получили массу незабываемых впечатлений от процесса обслуживания!
Да, самое
время ввести еще одно ключевое понятие из менеджмента сервиса – это точка
впечатления. Точка впечатления – это
любая ситуация, в которой клиент сталкивается с особенностями работы заведения,
по которым формирует свое впечатление о работе заведения.
И так, первая
точка впечатления в которой мы столкнулись с работой персонала бассейна стала
касса. На кассе сидела такая советского типа женщина лет 40-ка с крайне не
дружественным взглядом.
Первым был я,
подойдя к кассиру, я попросил билет на посещение бассейна, после чего в обмен
на деньги его получил. Следующим был мой товарищ. После того как он получил
заветный билет он задал вопрос, нужно ли еще проходить медосмотр. Кассир смерив
его укоризненным взглядом, с легкими нотками раздражения в голосе ответила,
конечно нужно! А нужна ли шапочку, продолжал любознательный товарищ. На что
получил незамедлительный ответ, в интонациях голоса кассира уже начинал звучать
легкий металл: молодой человек, а вообще кто пришел в бассейн, вы или я!
Конечно нужна!
Тут я решил
поинтересоваться, а мне это все нужно!
На что женщина
практически в гневе ответила: Вы что издеваетесь, я вам что справочная, конечно
нужно!
Хорошо,
хорошо, не будем кричать. Сказал я и доплатил за медосмотр и аренду шапочки.
Легкий
«приятный» осадок уже остался на душе.
Следующая
точка впечатления стал гардероб.
В гардеробе
нас встретила слегка заикающаяся девушка, ну это да ладно бы, лишь бы человек
хороший был. Не дождались!
Первым на этот
раз пошел мой товарищ. Он отдал верхнюю одежду, в обмен получил номерок. Тут он
говорит, мне еще шапочку! Ему в ответ, тогда нужно отдать номерок. Совершенно
серьезно совершается обмен. Следующий иду я. Отдав одежду и получив номерок я
говорю о том, что мне еще нужна шапочка. Мне в ответ, тогда назад верните
номерок! Позвольте, а зачем? Абсолютно искренне интересуюсь я. А вдруг вы с
шапочкой уйдете, следует незамедлительный ответ.
Я представил
себя с шапочкой в плавательных трусах и номерком в руке идущее по центру города
и оценил по достоинству глубину сервисных технологий! Но девушка была абсолютно
серьезна!
Позвольте, а
что делать мне? Спрашиваю я отдавая номерок. И получаю потрясающий ответ,
запоминайте! Я мысленно концентрируюсь, дабы запомнить и не забыть номер, чтобы
в последующем не уйти в женской дубленке, например.
Медосмотр
прошел без особых запоминаемых моментов и следующей точкой впечатления стала
раздевалка. Мы зашли в комнату порядка 30 квадратных метров, где с пола до
потолка были ячейки. В них стояли корзины под нижнюю одежду. Берешь корзину,
складываешь туда одежду и вставляешь обратно. При это под ячейкой есть номер.
Потому что если сразу зайти в помещение не сразу вспомнишь, где так корзина, в
которой оставил свою одежду!
Итак, в памяти
уже две числовых комбинации, которые нужно помнить, чтобы выйти обратно в своей
одежде.
Когда я
погрузил тело в бассейн, я понял, что в воде находиться практические не
возможно, если не плавать от бортика до бортика, поскольку температура воды
была крайне бодрящей! За пол часа мы наплавались так, как за два час не
уставали в Соколе. Зато я понял, зачем такая температура воды. От бортика до
бортика и два номера как две фотографии перед глазами! При такой температуре
воды забыть ничего не возможно. Мы все свои вещи нашли, ушли, прошло 8 лет мы
ни разу не возвращались!
Это один из
немногих примеров криминального обслуживания, где каждое столкновение клиента с
сервисом таит в себе не мало неприятных сюрпризов!
При этом
задавая вопрос относительно примеров криминального обслуживания на тренингах,
на первом месте стоят примеры наших государственных служб. В первую очередь
больницы, а затем различные государственные органы.
Какова же цена
криминального обслуживания для организации, работающей в службе сервиса.
Возьмем
простой пример, кафе с средним чеком 500 р. на человека.
По статистике
в России, один недовольный клиент расскажет еще минимум 10, каждый из них еще
3-ем. Всего за год информация от одного недовольного клиента может дойти до
порядка 300 человек.
А теперь что
это означает в точки зрения финансовых потерь организации.
Пусть в
среднем один клиент ходит в наше заведение 2 раза в месяц и оставляет каждый
раз 500 рублей. За год получается сумма порядка – 12000. Теперь мы умножаем на
300 и получаем, что финансовые потери от одного недовольного клиента для
заведения составляют порядка 3.600.000 рублей! А это уже весьма существенная
сумма!
Вывод из этой
ситуации мы можем сделать только один. Задача организации в сфере сервиса
отслеживать те точки впечатления в обслуживании клиента, который оцениваются
как криминальное обслуживание, и устранять в них причины неудобства для
клиента!
Кстати, для государства
именно работа гос. структур инициирует желание граждан покинуть страну и уехать
за рубеж на ПМЖ.
Какие
основные признаки криминального обслуживания:
Грубость
и хамство персонала
Не
желание помогать клиенту
Обман
клиента
Не
компетентность персонала
Необоснованно
долгое ожидание клиентом
Равнодушие
к клиенту
Не
внимательное отношение и др.
Список может быть гораздо
больше, это просто наиболее характерные признаки криминального обслуживания.
Следующий
уровень обслуживания это нормативное
обслуживание. Когда в процессе у клиента не возникает никаких особых эмоций:
не положительных и не отрицательных. На этом уровне работает большинство
организаций торговли и услуг, поэтому на нем бы останавливаться не будем.
Следующий
уровень обслуживания – это фирменное
обслуживание. На этом уровне у заведения уже существует своя «фишка», своя
изюминка в обслуживании. Например, в обычном ресторане как принимает заказ
официант. Он подходит к нам и возвышаясь над нами говорит: Что будете
заказывать? Он смотрит сверху вниз на нас, и мы уже чувствует себя несколько
неловко, даже если он при этом мило улыбается.
В одном из
заведений города, официант, принимающий заказ присаживается на корточки, либо
рядом, чтобы быть на уровне или даже чуть ниже клиента. Это и есть фишка в
обслуживании, простое действие в работе обслуживающего персонала, которое
создает свою уникальную атмосферу в заведении, где клиенту чувствует себя
комфортнее.
Вот еще один
замечательных пример. Когда в одном из салонов загара ожидающему сеанс клиенту
предлагают свежевыжатый морковный сок бесплатно!
В свое время
сеть супермаркетов «Командор» были первыми на рыке продуктового ритейла, кто
обучил кассиров на кассе здороваться и благодарить за покупку. Командор были
далеко не первооткрывателями на рынке продуктовых супермаркетов. Первыми были
супермаркеты Елисеевский и Ле Рой. Но они были первыми, кто повернулся лицом к
клиенту в процессе обслуживания. В итоге первооткрыватели уже ушли с рынка, а
Командор насчитывает порядка 45 магазинов и является первым по количеству торговых
точек в сети!
Очевидно, что
время не стоит не месте и рынок постоянно требует новых технологий и подходов к
клиенту, и сложно изобрести «фишку» раз и навсегда. Организация должна
периодически обновлять свою изюминку в работе с клиентом. Главное, чтобы
важность этого была в приоритетах работы руководителей. На уровне миссии
организации, как это сделано в Командоре.
И 4-ый, высший
уровень обслуживания клиентов – это обслуживание
экстра класса – когда клиент получает гораздо больше, чем мог ожидать изначально!
8 лет назад
один из клиентов, владелец успешного бизнеса рассказывал, что как-то они пошли
с братом отметить рождение первенца брата в ресторан в центре города. Посидели,
отметили, и каким-то странным образом судьба ровно через год в эту самую дату
привела их вновь в данное заведение. Они сделали заказ, и через какое-то время
к ним подошел официант и поставил бутылку шампанского на стол со словами: ровно
год назад вы праздновали рождение первенца, от лица нашего заведения позвольте
поблагодарить Вас, что вы
вновь выбрали наш ресторан в столь значимую для Вас дату!
Восторга не
было предела! Он на протяжении нескольких месяцев рассказывал, какой это
замечательный ресторан, какое там отличное меню и обслуживающий персонал. Круг
знакомых – это владельцы и топ менеджеры! То есть одна бутылка шампанского и
несколько месяцев прямой рекламы в целевой аудитории!
Или вот еще
один пример, который рассказала девушка-участница тренинга. Жаркий летний день,
молодая девушка, прогуливаясь по городу, решила заглянуть в ресторан, дабы
как-то скрыться от полящего зноя. На входе ее встречается администратор,
приятного вида молодой человек и говорит: Чего изволите? Она, будучи молодой и
слегка легкомысленной, не долго думая, отвечает: Чтобы меня пронесли на руках и
разместили где-нибудь, где прохладно! Администратор подхватывает ее на руки,
проносит ее через весь зал и размещает в банкетке, где включает кондиционер!
При этом все было сделано крайне естественно и непринужденно. Такое
впечатление, что он всегда так встречает гостей в своем заведении! Очевидно,
что девушка испытала массу положительных впечатлений и по прошествии даже
большого количества времени она вспоминает об этом с массой положительных
эмоций!
Обслуживание
экстра класса это всегда выход за рамки и
готовность клиента удивить чем-то большим за счет в первую очередь
индивидуального подхода! Когда клиенту чувствует, что это сделано именно для
него! Это не стандартная процедура обслуживания, а персональная! И связана она
уже во многом с ценностями и принципами ориентации на клиента, которые
сформированы и привиты всему обслуживающему персоналу компании. Через тренинги,
планерки и совещания, через личную практику управленческих решений
руководителя.
Что любопытно,
проведя на данный момент свыше 300 тренингов в сфере продаж и сервиса, я,
всегда спрашивая о примерах из жизни участников тренинга, получаю массу
примеров криминального обслуживания. А вот примеров фирменного, а уж тем более
экстра класса можно посчитать по пальцам! На сегодняшний день наша сфера
торговли и услуг еще находиться в начале пути! И с одной стороны это здорово!
Поскольку существует масса возможностей для творчества и эксперимента! Главное,
чтобы ориентация на клиента была не просто красивым лозунгом компании, а
реальной практикой менеджмента! И тогда появиться возможность внести свой вклад
в современные технологии сервиса!
[11]
|