Домашняя страница Поиск по сайту Обратная связь
БэстБизнесКонсалтинг - бизнес консультирование, бизнес тренинги  

От ситуативного мышления к стратегическому: технология BSC

Источник:

Журнал Бизнес Актив,

№16

Красноярск.

Дата публикации:

17 июля, 2006, стр. 16-17

От ситуативного мышления к стратегическому: технология BSC

Многие сегодняшние управленцы в бизнесе – хорошие пожарные. Они способны мгновенно устранить проблему. Однако только ситуативного мышления для руководителя не достаточно. Для эффективной работы предприятия необходима стратегия. Генеральный директор компании «Бэст Бизнес Консалтинг+» Руслан Жамилов считает, что технология BSC позволит бизнесу успешно развиваться, обходя подводные камни.

 

- Система сбалансированных показателей (Balanced Score CardBSC) появилась на Западе. Именно там впервые заговорили о чрезмерном увлечении руководителей и собственников финансовой составляющей при реализации всевозможных управленческих стратегий. Концепция BSC ориентирует руководителей на то, чтобы у компании были понятные стратегические цели и программа мероприятий по их достижению по четырем основным составляющим. К финансовой составляющей тесно примыкает маркетинговая – на какую долю рынка должна быть ориентирована компания, как выстроить отношения с клиентами, уже под это подстраиваются внутренние бизнес-процессы и планируется развитие персонала, который, собственно, и должен всю эту систему реализовать.

 

- Необходима какая-то база перед тем, как внедрить на предприятии BSC?

- На Западе к внедрению системы сбалансированных показателей в бизнес подошли постепенно. Там все начиналось с оперативного менеджмента, а когда обострилась конкуренция, компании осознали необходимость стратегического планирования. Сегодня у российских бизнесменов нет времени на весь этот эволюционный путь. У нас уже нет возможности ждать, пока компания внедрит у себя бюджетирование, потом оперативное и финансовое планирование, потом начнется планирование работы предприятия в целом и появится маркетинговая составляющая. Времени на такой длинный путь уже нет. К современным моделям управления необходимо переходить здесь и сейчас. Сегодня в условиях некой политической и экономической стабильности рыночная конкуренция растет, существует постоянная угроза прихода к нам западных компаний, которые давно уже работают по современным системам управления бизнесами.

Успех бизнеса сегодня – это, прежде всего, успех его стратегии. Поэтому объективное условие для внедрения системы сбалансированных показателей - желание руководителя, который хотел бы уже сейчас прогнозировать будущее для своей компании.

 

- То есть быстрое внедрение BSC на предприятии вполне возможно?

- Здесь все зависит от заказчика. Если заказчик говорит – нам это нужно сделать жестко, мы смотрим на коллектив, и если видим потенциальную возможность, то внедряем технологию довольно быстро. Вообще же, рекомендуем эволюционный подход. У нас не так много профессиональных менеджеров с MBA и опытом управления крупными организациями. Как правило, специалистов нужно доращивать, иначе результат не оправдает ожидания. Поэтому мы рекомендуем начать с серии обучающих мероприятий для управленческой команды. Когда мы видим, что управленцы готовы осваивать передовые технологии, тогда начинаем внедрять и принципы стратегического управления, в которые входит и BSC. Оптимальный срок для такого процесса, с учетом, что управленцы занимаются и какими-то оперативными делами – от одного до двух лет. Около полугода длится подготовительный процесс.

Такой длительный срок связан с тем, что «Бэст Бизнес Консалтинг+» не предлагает готовые решения. Мы работаем в режиме процессного консалтинга, вовлекаем людей в процесс, чтобы у них появился навык. Когда люди вовлечены в процесс, они ответственны за результат.

 

- Систему сбалансированных показателей можно применить к любой компании, независимо от ее размеров?

- Если у компании есть притязания на лидерство, то ее размеры в настоящий момент не имеют значения, равно как и сфера деятельности. Эта технология достаточно универсальна и помогает управленцам понять, на каком этапе развития компания находится, куда ее нужно двигать, какие подводные камни есть на пути этого движения, а самое главное – как их преодолеть. Эта система учит организацию думать о будущем. Кроме того, в процессе внедрения BSC на предприятии формируется самообучающаяся команда.

 

- BSC –технология западная. Насколько она адаптирована к российской действительности?

- Под каждую конкретную компанию пишется своя стратегия. Учитывается специфика рынка, отрасли, бизнес-задачи, стоящие перед предприятием. В этом смысле, сам процесс внедрения – это некая технология, которая универсальна, а специфичным сырьем для нее является человеческий фактор – уникальный опты российских управленцев.

 

- С какими проблемами можно столкнуться при внедрении системы сбалансированных показателей?

- Существуют две крайности. Первая – написанная сторонними консультантами стратегия развития компании ложится «в стол» или используется на одну треть. Вторая – на предприятии решили разработать стратегию развития своими силами, в итоге через пол года мытарств и внутренних противоречий просто бросили эту затею. Кроме того, зачастую в компании отсутствует финансовая аналитика за прошедшие периоды. Сложно подсчитать, на каком уровне рентабельности и ликвидности работала  компания последние пять лет. Но это решается по ходу – информацию восстанавливаем с помощью экспертных оценок.

 

- Озвучьте возможные плюсы BSC.

- Эта технология позволяет перейти к проактивному способу развития компании, когда бизнес не подстраивается под рынок, а сам задает некую планку и подстраивает рынок под себя. Эта технология помогает удерживать лидерство за счет умного управления.

 

- Вероятно, предприятие станет привлекательнее для инвесторов?

- Если цель стоит – создать бизнес, который потом можно будет выгодно продать, то внедрение системы сбалансированных показателей повысит его капитализацию за счет нематериальных активов. Другое дело, что у нас пока нет практики оценки бизнеса по его интеллектуальным составляющим. Но времена меняются, и компании с прозрачными системами, с сильными интеллектуальными активами, будут оцениваться на порядок выше конкурентов. Рано или поздно рынок к этому придет.

 

- Есть в Красноярске предприятия, на которых работает эта система?

- Есть организации, которые движутся к этому. Ведь процесс длительный. Сейчас в Красноярске повальное увлечение системой менеджмента качества. Но эта система оптимизирует не все процессы на предприятии, в большей степени уделяя внимание производственному процессу, развитию персонала, и не учитывая такой важной составляющей, как отношения с клиентами. Менеджмент качества делает акцент на текущем процессе – как сегодня сделать так, чтобы компания хорошо работала, стратегический менеджмент решает более глобальные задачи. По сравнению с системой менеджмента качества BSC более эффективна. Думаю, рано или поздно, бизнесмены осознают потребность  в стратегическом менеджменте и BSC.

 

 

Сделано в студии
Николая Курдяева
Бэст Бизнес Консалтинг+ © 2004. Все права защищены
г. Красноярск, тел. (3912) 52-02-28, 47-65-33
Rambler's Top100