От ситуативного мышления к стратегическому: технология BSC
Источник:
Журнал Бизнес Актив,
№16
Красноярск.
Дата публикации:
17 июля, 2006, стр. 16-17
От ситуативного мышления к стратегическому:
технология BSC
Многие сегодняшние управленцы в бизнесе – хорошие
пожарные. Они способны мгновенно устранить проблему. Однако только ситуативного
мышления для руководителя не достаточно. Для эффективной работы предприятия необходима
стратегия. Генеральный директор компании «Бэст Бизнес Консалтинг+» Руслан
Жамилов считает, что технология BSC позволит
бизнесу успешно развиваться, обходя подводные камни.
- Система сбалансированных показателей
(Balanced Score Card – BSC) появилась на Западе. Именно там впервые заговорили о
чрезмерном увлечении руководителей и собственников финансовой составляющей при
реализации всевозможных управленческих стратегий. Концепция BSC ориентирует руководителей на то, чтобы у компании
были понятные стратегические цели и программа мероприятий по их достижению по
четырем основным составляющим. К финансовой составляющей тесно примыкает
маркетинговая – на какую долю рынка должна быть ориентирована компания, как выстроить
отношения с клиентами, уже под это подстраиваются внутренние бизнес-процессы
и планируется развитие персонала, который, собственно, и должен всю эту систему
реализовать.
- Необходима какая-то база перед тем, как внедрить на
предприятии BSC?
- На Западе к внедрению
системы сбалансированных показателей в бизнес подошли постепенно. Там все
начиналось с оперативного менеджмента, а когда обострилась конкуренция,
компании осознали необходимость стратегического планирования. Сегодня у
российских бизнесменов нет времени на весь этот эволюционный путь. У нас уже нет возможности ждать, пока компания внедрит у себя
бюджетирование, потом оперативное и финансовое планирование, потом
начнется планирование работы предприятия в целом и появится маркетинговая составляющая.
Времени на такой длинный путь уже нет. К современным моделям управления
необходимо переходить здесь и сейчас. Сегодня в условиях некой политической и
экономической стабильности рыночная конкуренция растет, существует постоянная
угроза прихода к нам западных компаний, которые давно уже работают по
современным системам управления бизнесами.
Успех бизнеса сегодня – это,
прежде всего, успех его стратегии. Поэтому объективное условие для внедрения
системы сбалансированных показателей - желание руководителя, который хотел бы
уже сейчас прогнозировать будущее для своей компании.
- То есть быстрое внедрение BSC на предприятии вполне возможно?
- Здесь все зависит от
заказчика. Если заказчик говорит – нам это нужно сделать жестко, мы смотрим на
коллектив, и если видим потенциальную возможность, то внедряем технологию
довольно быстро. Вообще же, рекомендуем эволюционный подход. У нас не так много
профессиональных менеджеров с MBA и опытом
управления крупными организациями. Как правило, специалистов нужно доращивать,
иначе результат не оправдает ожидания. Поэтому мы рекомендуем начать с серии
обучающих мероприятий для управленческой команды. Когда мы видим, что
управленцы готовы осваивать передовые технологии, тогда начинаем внедрять и
принципы стратегического управления, в которые входит и BSC. Оптимальный срок для такого процесса, с учетом, что
управленцы занимаются и какими-то оперативными делами – от одного до двух лет.
Около полугода длится подготовительный процесс.
Такой длительный срок связан
с тем, что «Бэст Бизнес Консалтинг+» не предлагает готовые решения. Мы работаем
в режиме процессного консалтинга, вовлекаем людей в процесс, чтобы у них
появился навык. Когда люди вовлечены в процесс, они ответственны за результат.
- Систему сбалансированных показателей можно применить
к любой компании, независимо от ее размеров?
- Если у компании есть
притязания на лидерство, то ее размеры в настоящий момент не имеют значения,
равно как и сфера деятельности. Эта технология достаточно универсальна и
помогает управленцам понять, на каком этапе развития компания находится, куда
ее нужно двигать, какие подводные камни есть на пути этого движения, а самое
главное – как их преодолеть. Эта система учит организацию думать о будущем.
Кроме того, в процессе внедрения BSC на
предприятии формируется самообучающаяся команда.
- BSC –технология западная. Насколько она адаптирована к
российской действительности?
- Под каждую конкретную
компанию пишется своя стратегия. Учитывается специфика рынка, отрасли,
бизнес-задачи, стоящие перед предприятием. В этом смысле, сам процесс внедрения
– это некая технология, которая универсальна, а специфичным сырьем для нее
является человеческий фактор – уникальный опты российских управленцев.
- С какими проблемами можно столкнуться при внедрении
системы сбалансированных показателей?
- Существуют две крайности.
Первая – написанная сторонними консультантами стратегия развития компании
ложится «в стол» или используется на одну треть. Вторая – на предприятии решили
разработать стратегию развития своими силами, в итоге через пол года мытарств и
внутренних противоречий просто бросили эту затею. Кроме того, зачастую в компании
отсутствует финансовая аналитика за прошедшие периоды. Сложно подсчитать, на
каком уровне рентабельности и ликвидности работала компания последние пять лет. Но это решается
по ходу – информацию восстанавливаем с помощью экспертных оценок.
- Озвучьте возможные плюсы BSC.
- Эта технология позволяет
перейти к проактивному способу развития компании, когда бизнес не
подстраивается под рынок, а сам задает некую планку и подстраивает рынок под
себя. Эта технология помогает удерживать лидерство за счет умного управления.
- Вероятно, предприятие станет привлекательнее для
инвесторов?
- Если цель стоит – создать
бизнес, который потом можно будет выгодно продать, то внедрение системы
сбалансированных показателей повысит его капитализацию за счет нематериальных
активов. Другое дело, что у нас пока нет практики оценки бизнеса по его
интеллектуальным составляющим. Но времена меняются, и компании с прозрачными
системами, с сильными интеллектуальными активами, будут оцениваться на порядок
выше конкурентов. Рано или поздно рынок к этому придет.
- Есть в Красноярске предприятия, на которых работает
эта система?
- Есть организации, которые
движутся к этому. Ведь процесс длительный. Сейчас в Красноярске повальное
увлечение системой менеджмента качества. Но эта система оптимизирует не все
процессы на предприятии, в большей степени уделяя внимание производственному
процессу, развитию персонала, и не учитывая такой важной составляющей, как
отношения с клиентами. Менеджмент
качества делает акцент на текущем процессе – как сегодня сделать так, чтобы
компания хорошо работала, стратегический менеджмент решает более глобальные
задачи. По сравнению с системой менеджмента качества BSC более эффективна. Думаю, рано или поздно, бизнесмены осознают
потребность в стратегическом менеджменте
и BSC.
|