Домашняя страница Поиск по сайту Обратная связь
БэстБизнесКонсалтинг - бизнес консультирование, бизнес тренинги  

Концепция бизнеса

Чтобы мечта стала реальностью, незачем изменять себя, надо всего-навсего изменить свою жизнь.

Р. Рубин, С. Гоулз «Бизнес в стиле дзен»

 

Бизнес концепция – ключевой фактор современного успеха в бизнесе.

 

Жамилов Руслан, консультант по организационному развитию

rzhamilov@mail.ru

 

Бизнесменам, ориентированным на достижение долгосрочного успеха в бизнесе на сегодняшний день как никогда актуален поиск ответа на вопрос: Каким должно быть успешное предприятие в 21 веке? Предлагаем в связи с этим свой вариант ответа на данный вопрос.

 

Можно говорить о том, что заканчивается этап первоначального накопления капитала и передела собственности в России и наступает период реального бизнеса. При этом слово бизнес имеет смысл понимать в его истинном значении. В американской культуре, из которой заимствовано данное слово, оно может обозначать как деятельность педагога или рабочего на предприятии, так и собственника компании. «Бизнес» буквально обозначает «занятость», «то, чем я занят». А занят человек может быть чем угодно, в том числе и бизнесом коммерческой организации, но, возможно, и бизнесом «NGO» – non-government organization, которая часто является некоммерческой. В этом аспекте можно говорить не о бизнесменах, а о людях дела, для того, чтобы передать все богатство смыслов этого слова. Данный текст в первую очередь адресован людям Дела коммерческого сектора, тем, кто создает коммерческие структуры.

 

Один успешный красноярский бизнесмен в какой-то момент своей деятельности вплотную подошел к вопросу: «Что я Делаю и Кем я являюсь в этом процесс?» На этот момент у него было два направления в бизнесе. Причем второе было создано за очень короткий промежуток времени как эффективное и хорошо известное не только в городе, но и за его пределами предприятие. И в момент своего успеха, вместо того, чтобы остановиться и то, что называется «почить на лаврах», он ставит перед собой ключевой смыслообразующий вопрос о своей деятельности. В этот момент он и входит в своего рода портал (место перехода в иное), получая возможность обрести новое качество. Если до этого он был скорее предпринимателем, то есть человеком что-то предпринимающим, то именно в этот момент появляется возможность стать бизнесменом или человеком Дела. Какие ответы у него появляются: «Что я делаю (вопрос по отношению к одному из своих предприятий)? – Зарабатываю на продаже чужого брэнда? Нельзя так сказать, потому что я создаю этот брэнд

Вот в этот момент и произошло осознание: Я делаю то, что хотят другие (хозяева продукции и брэнда), продвигаю их идею в жизнь. Что же тогда является моим Делом?

Как аналогия – это все равно, что если бы Word или Excel поставили перед собой вопрос и осознали, что один предназначен для работы с текстом, а другой для работы с табличными данными. При этом у них есть пользователь, а они всего лишь программы, выполняющие свои функции, при этом в определенной операционной системе. Но программный продукт не способен на это. В отличие от человека. И именно такого рода осмысления позволяют быть Хозяином и, следовательно, делающим Дело, а не выполняющим функции. А тогда ты уже способен сам писать «операционную систему», в которую могут встраиваться программные продукты в соответствии с задачами.

Именно в этом ключе и актуален вопрос создания концепции – как такой операционной системы, которая задает реальность своего Дела, в которую уже затем конвертируются, переносятся программы и технологии из других систем. Тогда появляется шанс создания своей экономической реальности, своего пространства жизнедеятельности, которое в состоянии продлятся за пределы жизни своего создателя.

  

Мир изменился. Сегодня революционные изменения происходят не в технологиях, механике, технике, компьютерных программах или скорости. Революционные изменения происходят в концепциях.

 

Концепция - система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

 

 

 

Каждая организация действует на основании своей теории бизнеса. Другими словами, на основании ряда представлений о том, в чем заключается Дело организации, каковы цели, как определяются результаты, кто потребители и что они ценят, за что платят.

 

Если обычный бизнесмен создает Дело, то успешный бизнесмен создает Дело и Жизнь. Занимаясь тем, что ему нравиться, человек уже не работает в общепринятом смысле слова – он живет так, как хочет, и ежеминутно творит свою жизнь, создавая из нее совершенное произведение искусства.

 

Конкурентноспособность современного бизнеса зависит от конкурентной силы бизнес концепции.

 

В качестве примера: концепции бизнеса (дела), ставшие легендой.

 

Приблизительно в 1900 году Wall Street Journal отобрала двенадцать американских компаний, которые, по мнению газеты, должны были стать украшением Америки в 20 веке. В их числе была названа и General Electric. К 2000 году почти все компании из того списка утратили свои позиции, но GE по-прежнему остается в первой десятке.

 

Все знают, что Эдисон был великим изобретателем. Диапазон его изобретений невероятно широк. Существует точка зрения, согласно которой ВВП США на шестнадцать процентов обеспечивается только за счет их использования. Но не многим известно, что Эдисон был и гением бизнеса.

 

Если бы Эдисон был только изобретателем, он, вполне вероятно, изобретя электричество, ограничился бы получением патента на свое изобретение. НО Эдисон пошел дальше, для него стал актуален вопрос, какую пользу он может принести обществу. Для того чтобы изобретение стало общественно полезным, необходимо было разработать проект электростанции. И он этим занялся. Однако наличие возможностей производить энергию еще не способно дать энергию, а соответственно пользу обществу. Для этого необходимы электрические провода, кабели, и эти задачи так же были приняты Эдисоном к дальнейшей работе. Но и этого оказалось мало для реализации изобретения – стали необходимы трансформаторные мощности. И Эдисон разрабатывает идею трансформаторных подстанций. Он не оставил без внимания даже точки подключения – розетки, которые необходимы для того, чтобы использовать электричество в бытовых нуждах.

Круг его научных интересов не ограничился идеей, он охватил весь комплекс элементов, позволяющих ее реализовать. Собрав их воедино, Эдисон и создал компанию General Electric – для того, чтобы реализовать свою идею.

 

В качестве альтернативы успешной бизнес концепции (философии Дела) нашего Русского мира хорошим примером является А. В. Суворов и его Дело, направленное на величие русского оружия и Отечества! За 70 лет жизни – 60 сражений и 60 побед! Путь от армейского пехотного офицера до Генералиссимуса!

По исторически описаниям того времени война была увлекательной игрой знати, когда генералы с упоением строили «системы» и выписывали целые тома об «эволюциях», исполняемых безмозглыми механизмами армий. Суворов увидел простого солдата и сказал: «Вот источник победы!»

В Европе до появления французской революционной армии, разломившей старую «линейную» тактику и «кордонную» стратегию полководцев-шахматистов, воевали замуштрованные до потери самосознания и наряженные как игрушки «зольдатики». В крепостной России Суворов предпочел прослыть полусумасшедшим чудаком, чтобы открыто сказать крамольные слова: солдат – личность! Какова сила личности, самосознания, разума и веры солдата – такова мощь армии. Количество, хитрости организации и расстановки войск, даже их вооружение не столь важны по сравнению с главным. Нравственное чувство сильнее стихий и неприятельских полчищ. Основа концепции ведения войны Суворова изложена в его труде «Наука побеждать».

«Без добродетели, - внушал Суворов, - нет ни славы, ни чести.

Помни, что ты человек – подчиненные твои такие же люди.

Люби солдата, и он будет любить тебя – в этом вся тайна!

Любить – значить беречь: Суворов всю жизнь гордился малыми потерями своих «чудо-богатырей» и заботился об их здоровье.

Но беречь солдата – значило сделать его гораздо сильнее противника, научить не воевать, а побеждать».

 

Вполне закономерно возникает вопрос о том, в какой момент Человеку Дела (бизнесмену) может стать актуально оформление бизнес концепции.

 

Первая ситуация связана с принятием решения о создании Дела (первого - с «нуля») или о создании нового Дела (когда уже существует одно или несколько, но есть желание дальше расширять границы своей деятельности).  

В данной ситуации важно ответить на вопрос о смысле и ценности, роли и значении начинания в своей жизни и в жизни общества. Значимым является видение своей мечты, которая и станет той путеводной звездой, указывающей путь к цели вопреки стихиям и трудностям.

 

Например, у Эдисона мечта состояла в том, чтобы с помощью электрических лампочек осветить вечерний Нью-Йорк так, чтобы в нем стало светло как днем.

 

Свое видение существовало и у Суворова – выбрать себе героя, догнать его и обогнать. И таким  героем для Суворова был Цезарь.

 

Концепция того, как следует поступать в тех или иных случаях, взгляды создателей проходят проверку на самом раннем этапе существования организации (Дела). И если их представления окажутся ложными, дело достаточно быстро окончится крахом.

 

Вторая ситуация связана с тем, что Дело выросло и во многом носителями идеи являются уже не только создатель, но и группа руководителей, его замы.

От того, в какой мере управленцами среднего звена будет осознанна и принята концепция создателя будет зависеть дальнейшее развитие организации. Именно в этом момент появляется актуальность в управленческой команде, как группе людей объединенных общей целью и согласованным видением способов ее достижения, что, по сути, и есть концепция Дела (бизнеса). Поскольку если общего видения не возникнет в управленческой системе, то картина в организации будет напоминать известную басню  - «лебедь, рак и щука».

 

И третья ситуация связана с передачей Дела от основателя к директору второго поколения. Именно в этом  месте возникает, как правило, масса драматизаций и всплывают скрытые до этой поры противоречия.

 

На этой стадии часто не хватает понимания самой концепции Дела и ее роли в организации, причем независимо от того, как она сформировалась. Исходя из этого, механизм преемственности должен быть разработан с целью усиления тех составляющих концепции, которые обеспечивают единство и защиту от тревог.

 

Подготовка к передаче власти обычно оказывается психологически напряженной как для основателя, так и для его потенциальных наследников. Например, основатели-предприниматели могут официально готовить продолжателей своего Дела, но бессознательно не допускать на эту роль влиятельных и компетентных людей. Или же они могут, выбрав себе преемника, не давать достаточно полномочий, чтобы тот смог научиться работать как следует. Это особенно характерно для ситуаций, когда компания переходит от отца к сыну.

 

Когда высшее руководство либо основатель не могут выработать нормальные критерии для выбора нового главы компании, на повестке дня неминуемо возникает вопрос концепции. К этому моменту становится ясно, что концепция Дела, хотя и начатая основателем, по большей части стала атрибутом и «собственностью» организации. Если основатель или его семья по-прежнему доминирует в компании, они могут ждать не перемен, а усилий по прояснению, интеграции, сохранению и развитию концепции, и в первую очередь потому, что она ассоциируется именно с основателем.

 

В качестве примера:

«Go back to Edison!» - такой лозунг на 21 век провозгласила компания General Electric во время празднования стопятидесятилетия со дня рождения Эдисона. Один из критиков идеи вернуться «назад к Эдисону» спросил руководство GE, чему новому компания хочет научиться у Эдисона. «Оперативности и видению клиента,  - сказал вице-президент GE, отвечающий за вопросы развития технологии и техники, - мы хотим еще больше подчеркнуть это в философии Эдисона».

 

Наш Российский человек Дела только-только начинает осваивать новую социокультурную реальность рыночной деятельности связанной с предпринимательством и коммерцией. И есть надежда, что в ближайшем будущем в списки 500 крупнейших компаний мира со стороны России войдут не только компании сектора нефти и газа, но и производственный компании, в том числе и связанный с производством высоких технологий, инноваций. А этот прорыв во многом будет зависеть, и определяться даже не только и не столько технологической оснащенностью, сколько теми концепциями бизнеса, которые создадут Люди Дела.

 

 

ЖАМИЛОВ РУСЛАН РАВИЛЬЕВИЧ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

По теме

«УСПЕШНАЯ  БИЗНЕС КОНПЕЦИЯ»

для высшего руководства малого, среднего и крупного бизнеса.

Помогает:

  • Осознать смысл и предназначение своего Дела,
  • Сформулировать ключевые принципы работы компании,
  • Оформить собственное уникальное видение своего бизнеса,
  • Простроить перспективу развития Дела за пределы одной жизни.
  •  

    Как следствие:

    Создать не просто бизнес, а легендарное Дело!

    Тел: 52-02-28, 47-65-33

    Индивидуальный подход, гарантия конфиденциальности.

     

     

     

    Сделано в студии
    Николая Курдяева
    Бэст Бизнес Консалтинг+ © 2004. Все права защищены
    г. Красноярск, тел. (3912) 52-02-28, 47-65-33
    Rambler's Top100