Домашняя страница Поиск по сайту Обратная связь
БэстБизнесКонсалтинг - бизнес консультирование, бизнес тренинги  

Программист или пользователь

«Программист» или «пользователь», какой уровень компетентности требуется вашему персоналу.

 

Жамилов Руслан, консультант по организационному развитию

rzhamilov@mail.ru

 

Часто у Заказчика тренинга возникает вопрос: какую программу тренинга выбрать, на какие критерии в принятии данного решения ориентироваться?

Один из вариантов поиска ответа на данный вопрос мы и предлагаем ниже.

В качестве аналогии возьмем ситуацию с обучением работе на компьютере. Существует два качественно различных уровня владения компьютером и его возможностями. Первый - это уровень пользователя. Когда человек владеет основными возможностями операционной системы и ее программным содержанием.  Он знает, что Word позволяет работать с текстом, Excel с табличными данными, Windows Media Player просматривать фильмы и слушать музыку и т.д. В этом смысле компьютерные программы обеспечивают ускорение тех действий и операций, которые человек мог выполнять и без него. Тиражировать информацию, проводить вычисления, редактировать тексты и т.д. При этом возможности самой программной среды (операционной системы и программного сопровождения) позволяют решать ему текущие задачи.

Тогда, отправляя человека на обучение в качестве пользователя, мы знаем, что на выходе мы должны получить человека, умеющего работать в операционной системе Windows, знающего и умеющего работать с Word, Excel и т.д. Причем уровень его овладения будет определять оперативностью в работе и количеством задействованного ресурса (возможностей программного продукта) при этом.

Возьмем по аналогии торгового представителя и требуемую программу обучения для него. Компания так же работает на рынке в определенной операционной системе, которая задается ключевыми позициями: потребители, поставщики, конкуренты, партнеры, государство.

Эта операционная система, по сути, определяется системой и структурой социальной связи. Тогда, если у компании простроена корпоративная стратегия, маркетинговая стратегия, система работы с поставщиками и клиентами и в целом простроена достаточно качественно вся структура и система социальной связи, можно говорить о том, что сотруднику необходим уровень пользователя. Соответственно от программы обучения будет ожидать развитие тех знаний и навыков, которые позволяют сотруднику эффективно работать в уже простроенной системе.  Соответственно тот же тренинг по продажам будет в первую очередь направлен на коммуникативные навыки эффективного общения с клиентом. Так как любой тренинг направлен на повышение эффективности функционирования человека в социальной системе. Поскольку маркетинговая стратегия уже простроена, отношения с поставщиками и клиентами уже налажены, внутренняя структура отлажена, и стратегия организации прописана, то важна только оперативность и качественность воспроизводство уже имеющихся в данной социальной связности соответствующих бизнес процессов. А так как люди здесь выступают носителя данных процессов, то обучение направлено на повышение «пропускных» способностей. Во многом данная ситуация характерна для компаний либо уже давно существующих на рынке, либо для тех, в которых собственники начинают уже не первое дело и как следствие этого имеют хороший опыт создания эффективного бизнеса.

Несколько иная ситуация, когда имеющиеся возможности операционной системы и программ, ее наполняющих, не соответствуют стоящим задачам.

Например, встает актуальным вопрос в бухгалтерской программе, при этом никакая из уже имеющихся не подходит.

Тогда, отправляя специалиста на курсы по программированию, мы ожидаем, что получим на выходе человека способного создать такую программу. Таким образом, он понимания специфику создания операционной системы и соответствующие языки программирования сможет на них под систему написать программу, которая расширить возможности системы.

Как следствие, для программиста уже важно не столько знать и владеть, какие программы в системе существуют и каковы их возможности, но понимать, как создаются программы направленные на те или иные задачи.

Следовательно, если бизнес еще молодой, система социальной связи еще не простроена, то того же торгового представителя важен тренинг как не странно уровнем выше, а именно уровня программиста. Он должен не только знать и владеть техниками, например, НЛП в продажах, но разбираться в маркетинге, в том числе маркетинге партнерских отношений, понимать психологию потребителя. То есть разбираться в том, как пристраивать такие социальные связи, которые позволяют системе эффективно функционировать.

Соответственно от такого специалиста можно ожидать конкретных рекомендаций по повышению эффективности работы с клиентами, поставщиками, внутри организации.

Таким образом, чем моложе организация, тем больше в ней делается акцент на более профессиональный уровень компетентности сотрудников. Чем профессиональнее команда, тем быстрее она сможет простроить эффективную систему социальной связности организации, как следствие привести бизнес к успеху.

Этот же принцип верен и по отношению к ситуации уровня положения человека в компании. Чем выше по должности сотрудник, тем в большей мере его уровень должен соответствовать уровню программиста.  А собственники и создатели успешного бизнеса, по сути, по отношению к построенным ими социальным связностям являются своего рода Биллами Гейтсами по отношению к Windows.

Чем выше уровень руководителя, тем больше в обучении должен акцент смещаться с тренировки конкретных навыков, тренировке способам мышления, моделирования и программирования. Тогда ключевыми уже становятся навыки проектирования, программирования, прогнозирования, моделирования, принятия решений.

Забавно слышать, когда управленец порой после тренинга говорит, что было слишком много философии, мало конкретики, конкретных приемов и способов действий.  В этот момент он самоопределяется как пользователь, а не как программист, а, следовательно, управленец.

Эффективный управленец создает такую систему социальной связности, в которой функционировать интересно максимальному количеству людей.

Следовательно, для него ключевым в обучении будет то, что связано с программированием такой среды.

Именно по этому, на Западе больше всех учиться именно управленческое звено в бизнесе, потому что уровень пользователя можно получить за гораздо меньшее время, во-первых, и уровень знаний и навыков существенно меньше, во-вторых.

Будем надеяться, что и в нашем бизнес сообществе будет увеличиваться количество сильных управленцев-программистов. От этого будет зависеть прирост не только в отдельно взятых компаниях, но и в целом экономики страны.

А для этого первым лицам компании важно осознать, весь масштаб задач, стоящих перед ними и правильно выбрать стратегию своего совершенствования, от которой во многом будет зависеть совершенствование своего Дела.

Сделано в студии
Николая Курдяева
Бэст Бизнес Консалтинг+ © 2004. Все права защищены
г. Красноярск, тел. (3912) 52-02-28, 47-65-33
Rambler's Top100